Эдельвейс,как интересно! Спасибо за твой кропотливый труд.НЕ знала что существуют такие памятники.
Разное-интересное----фото/видео/статьи
Сообщений 121 страница 130 из 282
Поделиться12218.07.2012 20:08:41
Особенные дети знаменитых родителей
Этих малышей считают детьми от Бога. Они зависимы и беззащитны перед жестоким миром. Вырастить их – большой труд, требующий прежде всего огромных духовных сил. Родители таких ребятишек смогли переступить через неприятие общества, стали выше обывательских предрассудков и уверены: их сыновья и дочери – такие же люди, как и все, просто с другим набором хромосом.
Ирина Хакамада
Ирина Хакамада, в прошлом лидер СПС, а сейчас бизнес-тренер и дизайнер, многих поразила, решившись родить ребенка в 42 года. В 2004 году Ирина баллотировалась в президенты РФ. И никто не знал, что в это время она переживала страшную семейную трагедию. Ее младшей дочери Машеньке врачи поставили страшный диагноз – лейкоз. Девочка прошла курс химиотерапии. Этот недуг она, к счастью, преодолела. А два года назад Ирина Мицуовна пришла на премьеру блокбастера «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» с повзрослевшей Машей. Этот выход в свет был нелегким даже для волевой Хакамады. Все увидели: ее дочь страдает синдромом Дауна – и прониклись уважением к этой стойкой женщине.
– Она очень любит танцевать. У нее художественное мышление – в математике ни бум-бум, а все, что касается образного видения мира, рисования, танцев, пения – это у нее получается, – рассказывает любящая мама.
Зная, сколько испытаний приходится проходить таким детям и их родителям, Хакамада создала Фонд социальной солидарности и отстаивает во властных структурах интересы инвалидов всех возрастов.
Ия Саввина
В 2003 году в Москве, в галерее на Старой Басманной, открылась выставка 46-летнего Сергея Шестакова. Его необычные, талантливые картины разрушали стереотипы восприятия людей, страдающих синдромом Дауна. Сергей – инвалид с детства. Несмотря на серьезный недуг, он получил хорошее домашнее образование: изучал английский язык, превосходно играет на фортепиано, хорошо знает поэзию и живопись. А кисть и краски он взял в руки, будучи взрослым. Этот необычный художник – сын известной актрисы Ии Саввиной.
О диагнозе долгожданного сына Саввина узнала еще в роддоме. Ей предложили оформить больного ребенка в специальный интернат. Но она категорически отказалась. Саввина восприняла своего, непохожего на других мальчика таким, каким он был ей дан свыше. Занималась с ним, всячески развивала его способности, нанимала учителей. А знакомым рассказывала, какой у нее замечательный, ласковый и добрый сынок. Она стоически ухаживала за Сережей и продолжала играть в кино и в театре, создавая незабываемые образы самоотверженных женщин.
Татьяна Юмашева
Ребенок, отмеченный синдромом Дауна, растет и в семье первого президента России Бориса Ельцина. Мальчик родился во втором браке его дочери Татьяны – с Алексеем Дьяченко. Журналисты давно выведали эту тайну ельцинского клана. Но в окружении президента болезнь Глеба долго скрывали. Даже на семейных фото никогда нельзя было разглядеть его лицо. И вот Татьяна нарушила молчание. В своем блоге она подробно рассказала о больном сыне. По ее словам, Глеб учится в специальной школе. Домой к нему приходят учителя. Мальчик занимается плаванием и шахматами.
«Он на память помнит сотни классических музыкальных произведений – Бах, Моцарт, Бетховен… Тренер по шахматам поражена тем, как он неординарно мыслит. Еще Глебушка потрясающе плавает всеми стилями, – пишет Татьяна. – Считается, что синдром Дауна – это болезнь. Но, на мой взгляд, дети с синдромом Дауна просто другие. Их волнует то, мимо чего мы легко проходим, не замечая».
Лолита Милявская
Лолита Милявская восхищается своей дочерью в каждом интервью. Но и не скрывает, что у ребенка существуют проблемы со здоровьем. До четырех лет Ева не умела говорить, к тому же у нее плохое зрение. Сама певица ни разу не упоминала, чем больна девочка. Но уже давно ходят слухи, что у Евы синдром Дауна. Рассказывают, что, узнав об этом диагнозе, певица поначалу испытала шок, а теперь старается сделать все, чтобы дочь смогла как можно полнее реализовать себя. Материнская любовь творит чудеса. В свои 11 Ева ходит в третий класс, совсем немного отставая от здоровых сверстников. Лолита с восторгом отмечает каждый ее успех: она научилась читать, с выражением декламирует стихи, поет джазовые импровизации. Возможно, все эти успехи вовсе не выдающиеся для обычных детей, но ведь Ева из разряда особенных.
У Милявской дочь появилась в зрелом возрасте – после 35. Певица рассказывала, что роды начались на шестом месяце беременности. Малышка весила меньше полутора килограммов, и ее долго выхаживали в барокамере. Лолите пришлось растить ребенка одной. Александр Цекало, тогдашний муж певицы, сразу же после рождения Евы подал на развод. Он не помогает в воспитании девочки. Поначалу Лолита частенько упрекала Александра в малодушии. Но позже вдруг заявила: Цекало не имеет к ее дочери никакого отношения. Впрочем, многие сомневаются, что Ева – родная дочь Милявской. Говорят, она взяла ее в доме малютки. Ведь никто не видел Лолу беременной.
Впрочем, Ева для нее – самый родной человек на свете, и ее сердце болит лишь о ней одной. Борясь с недугом дочери, она считает своим долгом помогать и другим детям, брошенным родителями из-за серьезных болезней.
Эвелина Блёданс
1 апреля в жизни Эвелины БЛЕДАНС произошло радостное событие — на свет появился долгожданный сын Семен. Однако счастье актрисы оказалось омрачено. Во время беременности врачи выявили у малыша синдром Дауна и предложили сделать аборт. Но Эвелина с мужем Александром СЕМИНЫМ, не задумываясь, решили оставить ребенка и любить его таким, какой он есть.
Для супруга Эвелины Семен стал первым ребенком. Задолго до его появления на свет, Александр твердо решил, что будет присутствовать на родах.
- Когда сын родился, мы просто зарыдали от счастья! А потом поняли, что мы здесь единственные, кто рад. Помню, я в удивлении пытался поймать взгляд кого-то из врачей, но они отводили глаза. Один за другим в родовую палату стали заходить все новые и новые специалисты. Приходят, посмотрят на ребеночка и, ничего не объясняя, уходят.
- В первые дни сын был очень плох, - вспоминает Эвелина. - Он же родился с жутким недостатком иммунитета — они все такие. Слабенькие. Ночью он посерел, его сразу схватили — и в реанимацию, под кислород, под антибиотики. Дня четыре он лежал в инкубаторе-кювезе.
У Семена на левой ножке два сросшихся пальчика.
Сейчас Семен, благодаря заботе родителей, окреп и развивается наравне с обычными детьми. Бледанс и Семин решили не оформлять ребенку инвалидность, чтобы потом не пришлось каждый год бегать по инстанциям за справками и утомлять сына ежегодным осмотром. Пара уверяет, что сын всегда будет для них самым лучшим и любимым.
Поделиться12319.07.2012 12:46:06
Эдельвейс,спасибо за эту подборку.Я преклоняюсь перед такими матерями,которые без рекламы воспитывают своих"солнечных" детей.Они отдают им всю любовь своего сердца,много времени и материнской ласки.Дети с синдромом очень талантливы,добры и бывают счастливы даже в семейных отношениях.Большое уважение к ним!
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
От любой напасти заклиная
Ей-то уж добра не занимать
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая, возвышенная мать
Свет любви издревле ей завещан,
И с тех пор живет она в веках,
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках
Все на свете мерится следами,
Сколько б ты ни вышагал путей
Яблоня украшена плодами,
Женщина судьбой своих детей
Пусть ей вечно солнце рукоплещет!
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках!
--------------
Поделиться12421.07.2012 11:45:24
МОРЕ.
Шумит моё море в ракушке,
И я вспоминаю о нём!
Я помню на волнах веснушки -
Песчинки сверкали огнём!
Мы видели синие дали,
И чёрные ночи без звёзд!
У берега волны вскипали,
Под бурей небесных слёз!
А помнишь гудки пароходов,
И спины горбатых китов,
И всё многоцветье восходов!
Об этом не скажешь слов!
Ты видишь дельфинов игривых
В любом колыханье воды,
На волнах катаешься - гривах,
И с каждой из них на Ты!
Прибой вспоминается часто,
Нежны поцелуи его,
Вода так целует страстно!
Но так отступает легко...
Ты всё таки вновь, несомненно,
Захочешь почувствовать лето!
Познав океана вселенною,
Ты стала вселенной поэта!
http://f9.ifotki.info/org/2212fc7f5a6af … 802025.jpg
http://f9.ifotki.info/org/92ac237d7bb51 … 802025.jpg
"Море – это всё. Оно покрывает семь десятых земного шара. У него чистое и здоровое дыхание. Это огромная пустыня, где человек никогда не бывает одинок, поскольку со всех сторон – жизнь". - Жюль Верн.
* * *
"Всё можно вылечит соленой водой – потом, слезами или морем". - Карен Бликсен.
* * *
"Если море плещет в твоей душе, то непременно пойдут волны вдохновения, выплёскивая на берег жизни красивые мысли". - Георгий Александров.
"После того как я узрел бушующее море с чистым, светящимся небом над ним, я не выношу уже всех бессолнечных, затянутых тучами страстей, которым неведом иной свет, кроме молнии". - Фридрих Ницше.
* * *
"Капля стала плакать, что рассталась с морем.
Море засмеялось над наивным горем". - Омар Хайям.
* * *
"Море - бездонно. - Образ бесконечности. - Навевает глубокие мысли". - Гюстав Флобер
Вид моря производит всегда глубокое впечатление; оно - воплощение того бесконечного, которое непрестаннопривлекает мысль и в котором она непрестанно теряется! "- Анна Сталь
* * *
"Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут еще чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!" - Ж. Верн
Море бездонное, нежно манящее,
Тихий прибоя звон.
Чайки в небе натужно кричащие,
Пена, барашки волн.
Берег песчаный, влажный и трепетный,
Яркого солнца лучи.
Волны качаются с ритмами времени,
Вдаль унося корабли.
Те за луной уплывают просторами,
К пальмам из южных стран.
Эх, побродяжничать, сбросить оковы бы,
Душного города хлам.
Море бездонное, тихо манящее,
Нежный прибоя звон,
И корабли, в мираж уходящие,
Чаек надрывный стон.
Поделиться12521.07.2012 11:57:40
Белый храм — самый необычный буддийский храм в Таиланде.
Давайте вместе полюбуемся фотографиями этого белоснежного чуда
Белый храм уникален среди других храмов, потому что построен полностью в сияющем белом цвете со вспыхивающими зеркальными стеклянными мозаиками. Храм был идеей Chalermchai Kositpipat — одого из самых известных художников Таиланда, решившего построить храм в белом цвете, чтобы показать чистоту Будды. Строительство началось в 1997. В настоящее время Wat Rong Khun все еще строится.
http://lifeglobe.net/media/entry/0/9-31.jpg
Поделиться12621.07.2012 12:14:06
ДОМ БАШМАК.
Дом в виде башмака был построен в США в штате Пенсильвания в 1949 году для одного полковника Махлона М. Хейнса.
Он владел примерно сорока магазинами обуви в штате Мэриленд и Пенсильвания. Однажды этот полковник подошел к своему архитектору, и отдал ему свой старый башмак. При этом он попросил его построить дом в виде своего башмака. Так началась история удивительного дома-башмака.
Дом-башмак имеет длину около двенадцати метров, а высоту – восемь метров. Не только один дом сделан виде башмака. Вся прилегающая к дому территория спроектированы так, что все около дома напоминают обувь. Например, дом имеет почтовый ящи
к в виде башмака, в окнах и в дверях решетка сделана в виде ботинка, да и конура у собаки имеет вид башмака.
Полковник Хейнс был достаточно щедрым человеком, поэтому он приглашал пожилых супругов проводить в доме-башмаке выходные дни. А иногда он разрешал и молодоженам поселиться в «башмаке» и провести там незабываемую романтическую неделю.
Дом-башмак, не единственный на свете. Вот его «друзья».
Каждый живет как хочет,и где хочет!
Поделиться12721.07.2012 13:00:49
НА ПИКЕ МОДЫ!
КРУЖЕВА! (Кружевная история продолжается)
История кружева.
Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.
Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору
Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.
Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.
Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.
Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.
Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.
В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.
Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.
В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.
Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.
К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.
Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».
Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641) . В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным...». Все эти примеры взяты из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.
Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом»
=Spoiler написал(а):
.
В наше время мода на кружева опять вернулась.
Поделиться12821.07.2012 14:52:22
ИСТОРИЯ ВЕЕРА
Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
(с) Г.Р.Державин
Веер – предмет коллекций историков моды и ценителей антиквариата. Несколько веков назад он рассказывал о статусе его владелицы. Опахало были известны на Востоке ещё с глубокой древности и изготовлялись из пальмовых и лотосовых листьев. В Индии веер был атрибутом королевского положения, а в Японии — символом военной власти. В Европу складные веера были завезёны в начале XVII века сначала иезуитами, а затем и торговцами, которые селились на побережье Китая. Западные мастера очень скоро научились их делать сами...
Веер (из нем. Facher) — небольшое, как правило, складное опахало для овевания лица, шеи и плеч. Первые сведения о появлении веера в Китае относятся к VIII—II векам до нашей эры. Это были своеобразные опахала с деревянной ручкой и перьями. Со временем этот предмет совершенствовался, появлялись разные виды вееров: на ручке в рамке натянутые овальные или круглые полотна из тонкой специальной бумаги, различных материалов, а также веера из тростника и лотоса. В императорском дворце веера украшались шелковыми вышивками — картинками, каллиграфией. И наконец — опахала-веера были привезены в подарок японскому императору и так пришлись ко двору, что вскоре вся знать уже пользовалась этим удобным изысканным предметом. Многие коронованные особы знали в них толк, в частности Елизавета I Тюдор, прозванная "покровительницей вееров":
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы "Французская гильдия" по изготовлению опахал процветала и её статус "поставщика двора" был подтверждён самим королём
Материалы, которые использовались для изготовления вееров были различны — шёлк, кожа, пергамент, плотная бумага. Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера, естественно, не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой. В них встраивались небольшие зеркала или прорезались отверстия, чтобы скрывшаяся за веером девушка могла подсматривать за кавалером, который ей симпатичен...В эпоху рококо веер превратился из изящной игрушки и "знакового предмета" аристократки, в орудие флирта и продуманного дамского кокетства. Более того — теперь он стал доступен и представительницам буржуазии. Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII—XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить
"…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки". Расписывать веера было почётно — этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше.Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера! Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: "Ты мой идеал". Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
В XIX столетии «язык веера» утратил своё значение, однако веер по-прежнему считался любимым дамским аксессуаром. Именно в XIX веке веера стали изготовляться не только из традиционных материалов, но и из страусовых перьев. Самыми стильными были, по прежнему, французские веера. Существовали также веера-программки, которые выдавались дамам при входе в театр. Были даже такие экзотические формы, как веера-меню и веера-пригласительные билеты. И, разумеется, веер по-прежнему является орудием дамского кокетства. Мода эпохи Модерн тяготела к экзотике. Это сказывалось и в увлечении Древним Египтом, Японией, мусульманским востоком. На волне этого увлечения вошли в моду опахала в восточном стиле.
Другим направлением было возвращение к эстетике рококо. В моду входят довольно неудобные веера из павлиньих перьев. Веер уже не нужен для флирта и кокетства — женщина XX века всё называет своими именами. Теперь опахало — просто стильная штучка, присущая аристократической "dolce vita". По-прежнему в моде страусовые перья. Они прекрасно сочетаются с боа и меховыми накидками светских львиц и кинозвёзд.
..В современной нам жизни веер является, скорее, аксессуаром модных дефиле, нежели предметом быта, но...
НО! Неужели сей предмет, особенно из сохранившихся со времён его расцвета, от этого стал менее великолемен? Итак! Вашему вниманию коллекция вееров из собрания Tassenmuseum Hendrikje...Точное время возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, пишущих о веере, предполагают, что жара и мухи заставили когда-то древнего человека обмахиваться веткой дерева, большим листом растения или пучком перьев – так появилась сама идея веера и его прототипы, еще сугубо утилитарные.
О древности происхождения веера свидетельствуют легенды разных стран и народов, соревнующихся, у кого из них веер появился раньше. В средние века в Европе бытовала следующая версия: прародительница Ева, после грехопадения и осознания своей наготы, смущенная пристальным взглядом Адама, сорвала с дерева ветку и стала обмахиваться ею.
О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен – изображения вееров встречаются в памятниках изобразительного искусства, об их использовании упоминается в старинных текстах. Веера бывают двух типов – складные и не складные. Первыми появились не складные веера. Это, как правило, были опахала с ручкой и с экраном в виде листа, флажка, круга.В последние годы периода Воюющих царств большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера были сделаны из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и императоры, и простолюдины: императоры отдыхали под веерами от жары, а рабам и служанкам веера помогали в работе – готовить пищу, варить соль.
При династии Сун и Юань (960 –1368 гг.) предпочтение по-прежнему отдавалось круглым веерам, но одновременно появились новые – складные веера, тот самый вид, который пользуется популярностью по сей день. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего расцвета складных веером – это династии Мин и Цин (1368 – 1911 гг.).Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться сначала в императорском дворце, а затем и во всем обществе. Искусство вееров непрерывно развивается: появились изящные веера с золотой фольгой, их император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам.
Так, в силу того, что веера пользовались популярностью в императорском дворце, а также благодаря искусству литераторов и художников они стали превращаться в изящные художественные изделия. В качестве материала для костяков вееров начали использовать золото, нефрит, слоновую кость, оправы из черепашьего панциря, рога зверей, сандал и бамбук
.Литераторам очень полюбились веера с резными бамбуковыми костяками. Со времени династии Мин до сегодняшнего дня многие знаменитые мастера занимались резьбой именно на костяках вееров. Изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, а также портреты. Искусная каллиграфия тоже стала непременной спутницей изящного веера.
В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона, признаком высокого достоинства, эмблемой счастья и небесного покоя; их часто носили лица царской фамилии, которые имели специальный титул – "носитель веера с левой стороны". Подобные функции имел веер в Индии и Персии.
В Древней Греции, Риме, на Крите использовались восточные опахала из листьев и перьев, в частности – павлиньих на деревянной или костяной основе. В Риме такое опахало на ручке называлось флабеллум; этими веерами специальные молодые невольники – флабелеферы обмахивали своих хозяек. Овидий упоминает также о табеллае – маленьких веерах, которыми пользовались римские щеголи.Восточные веера появились в Европе не позднее 1550-х годов, когда были основаны первые Ост-индские компании, корабли которых привозили из далеких экзотических стран удивительные вещи. Раньше других необычным восточным предметам нашлось применение в Венеции, где женщины стали пользоваться складными веерами во время карнавалов.
Скудные сведения о светских веерах встречаются в описях имущества XIV века, а чуть позже – изображения первых вееров появляются на портретах. Первоначально веера представляли собой проволочный каркас прямоугольной формы, обтянутый шелковой тканью, и имели вид флажка.
В XVI веке в Европу приходит складной веер, в форме полукруга, открывая совершенно новую блестящую эпоху жизни веера. XVII век – расцвет складного веера в Европе
Перечень вещей из гардероба Елизаветы начала XVII века содержит следующие предметы: «один веер из белых перьев с ручкой из золота с двумя змейками ,обернутыми вокруг, украшенной шаром из бриллиантов на конце и короной на каждой стороне с парой крыльев, украшенных бриллиантами», и «один веер разных цветов с золотой ручкой с медведем и зеркальцем на внутренней стороне».
В Истории России веера известны с XVII века и главным образом в обиходе царской семьи и придворных кругов. Для Московской Руси в это время характерно еще опахало круглой формы с экраном из страусовых перьев, закрепленным на ручке из дерева, кости, серебра или золота с финифтью, драгоценными камнями и проч.
Такое опахало, если судить по описям царского имущества, было, например, у царицы Натальи Кирилловны (1651-1694), матери Петра I – из черных страусовых перьев на яшмовом с золотом черенке, украшенном изумрудами, рубинами и жемчугом. Его «прислал в дарех Государь Цареградский патриарх Кирилл с Архимандритом Филофеем».
Опахала привозили из Турции, они часто появлялись в России как дипломатические подарки. В Москве, как свидетельствуют документы того времени, мастера Оружейной палаты тоже умели делать опахала.
Складные веера в России XVII века появлялись лишь как иноземная диковина. Редкие экземпляры складных вееров, которые попадали в Россию из Европы хранились в царской казне наряду с дипломатическими подарками и различными редкими вещами. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год встречается "опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве".р в России только в XVIII веке становится таким же значимым элементом светской жизни, как и в Европе, а веерное искусство достигает своего расцвета.
чала XVIII века, с решительными преобразованиями при Петре I, в числе многих заимствований с Запада в обиход высших сословий прочно входит и веер. Настоящий же расцвет русского веера наступает с середины XVIII века, особенно в царствование Екатерины. Веер в это время становится неотъемлемой принадлежностью парадного и вечернего туалета дам.
На веера появляется большой спрос, и они в изрядном количестве ввозятся в Россию из разных стран Европы.
Спрос на веера расширил их производство в самой России. В изготовлении вееров принимали участие мастера самых различных специальностей: живописцы, граверы, ювелиры, резчики по дереву и кости и другие мастера. Веера русского производства в XVIII веке по своим художественным достоинствам не уступали западноевропейским изделиям. Но в их оформлении наблюдаются некоторые особенности, присущие национальным художественным вкусам того времени.
В XVIII веке веер становится настолько обязательной и активной деталью тех театрализованных действ, какими были торжественные церемонии, празднества, балы , что он как бы утрачивает свое первоначальное предназначение и приобретает новые функции.Кроме своего прямого назначения на многолюдных балах веер использовался для языка знаков, как предполагает Соам Дженинс в «Искусстве танца» (1730):
«Его триумфальная дрожь, победоносный хлопок,
Его сердитый шепот и игривое легкое постукивание.»
Так, появляется специальный веерный язык, при помощи которого прекрасный пол мог выражать свои чувства, желания, намерения, Веера нередко служили своеобразной «библиотекой» нот, афоризмов, любовных стихов. На протяжении всего XVIII, а затем и последующих веков веер постоянно претерпевал изменения, следуя общему руслу развития художественных вкусов, стилевых течений и законам моды.
Таким образом, можно сделать вывод, что для дам веер являлся дополнением, придающим гармонию и утонченность костюму, а так же предметом для тайных знаков кавалерам.
1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: "Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни", составленный "по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо". В этом сборнике рассказано о значениях цвета веера и о знаменитом "языке веера".
-- "Расположение, симпатия, любовь" - подать человеку веер верхним концом.
-- "Презрение" - подать веер нижним концом (ручкой вперёд).
-- "Сомнение" - закрывающийся веер.
-- "Отрицание" - закрытый.
-- "Скромность, неуверенность" - веер, раскрытый менее чем на четверть.
-- "Одобрение" - раскрывающийся веер.
-- "Безоговорочная всеобъемлющая любовь" - полностью раскрытый веер.-- "Волнение от известий" - резкие быстрые взмахи.
-- "Ожидание" - похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.
Цветовое значение:
-- Белый - невинность;
-- Чёрный с белым - нарушенный мир;
-- Чёрный - печаль;
-- Розовый с голубым - любовь и верность;
-- Красный - радость, счастье;
-- Вышитый золотом - богатство;
-- Жёлтый - отказ;-- Шитый серебром - скромность;
-- Зелёный - надежда;
-- Убранный блёстками - твёрдость и доверие.
-- Голубой - постоянство, верность;
-- Коричневый - недолговременное Точная фразовая информация:
-- "Да" - приложить веер левой рукой к правой щеке.-- "Нет" - приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
-- "Я вас люблю" - правой рукой указать закрытым веером на сердце.
-- "Я вас не люблю" - сделать закрытым веером движение.
-- "Мои мысли всегда с вами" - наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу
-- "Я к вам не чувствую приязни" - открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.
-- "Я приду" - держа веер левой стороной перед тем, с кем идёт разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.
-- "Я не приду" - держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идёт разговор.-- "Не приходите сегодня" - провести закрытым веером по наружной стороне руки.
-- "Приходите, я буду довольна" - держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки
-- "Будьте осторожны, за нами следят" - открытым веером дотронуться до левого уха.
-- "Молчите, нас подслушивают" - дотронуться закрытым веером до губ.
-- "Я хочу с вами танцевать" - открытым веером махнуть несколько раз к себе.
-- "Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.-- "Следуйте за мной" - похлопывание по ноге сбоку.
-- "Я готова следовать за вами" - похлопывание по ноге спереди.
-- "Отойдите, уступите дорогу!" - сложенный веер, направленный на мужчину.-- "Убирайтесь прочь! Вон!" - резкий жест сложенным веером рукоятью вперёд
Если собеседник, пользующийся особым расположением, просит веер, то следует подавать его верхним концом, что означает симпатию, любовь, для выражения презрения веер подается ручкой, т, . нижним концом
Веер и сейчас не потерял актуальность.Покупайте веера.
Поделиться12921.07.2012 18:16:10
КАПЛИ ДОЖДЯ,,, История жемчуга.
История жемчуга :
Название "жемчуг" предположительно происходит от китайского слова "чжень-гжу" через " зенгуг". По древнекитайским представлениям утверждалось, что жемчуг упал с неба, когда драконы боролись среди облаков во время грозы, и образовались капли дождя. В Китае драконы и жемчуг тесно взаимосвязаны.Рождение жемчуга окутано легендами. Это слезы морской нимфы, как считали древние греки. Или застывшее отражение молнии в глазах моллюска, как думали древние славяне. Или окаменевший в воде лунный свет, как верили китайцы. И даже сегодня, когда человек раскрыл многие секреты происхождения жемчуга, живой камень хранит свою загадку. Жемчуг – самый загадочный и удивительный среди ювелирных камней. Именно он является олицетворением женственности и нежности. Только его используют в украшениях без какой–либо дополнительной обработки.
упоминание о жемчуге – это шумерская глиняная табличка, датированная 2300 годом до нашей эры, где жемчуг именуется весьма странно: «рыбий глаз». В древне-
Китайской книге «Эръя» отмечалось, что главным из приношений, подносимых легендарному императору Юю, который правил 42 века назад, был жемчуг. Именно в Китае сложилась традиция (которая затем перешла в Японию) – придавать форму жемчужины драгоценным камням.
Царицы древности обожали жемчуга. Семирамида на дворцовых празднествах появлялась в семи нитках розового жемчуга, Клеопатра обладала целой шкатулкой с драгоценным жемчугом. Богатые гречанки и римлянки носили жемчужные украшения, которые должны были придавать блеск глазам и охранять от мук безответной любви.
1. Жемчуг – это единственный драгоценный минерал, не требующий обработки.
До 15 века, когда был изобретен способ шлифовки алмазов и появились бриллианты, жемчуг считался самым драгоценным из сокровищ. В середине века его не сколько носили, сколько хранили и любовались им. На средневековом Востоке три драгоценных камня соперничали меж собой – рубин, изумруд и жемчуг. Жемчуг пользовался просто-таки огромной популярностью в эпоху Возрождения. Любая светская церемония превращалась в парад жемчужных украшений. Жемчужные ожерелья присутствуют почти на каждом женском портрете того времени. Мелкий жемчуг был популярен в 16 веке, когда женские наряды украшали жемчужным шитьем.
2. По мнению многих археологов именно жемчуг стал первой драгоценностью, которая привлекла полудикого человека не столько своей практической пользой, но эстетическим совершенством. Поскольку добыть странный серебрящийся в лучах солнца шарик оказалось не так то просто, он почти сразу стал цениться.
http://ic.pics.livejournal.com/ochendaj … 46/600.jpg3. Первыми использовали этот камень, конечно, китайцы. Еще 42 века назад. 2206 год до рождества христова, а император с простым, но звучным именем Ю уже получает дань с подконтрольных территорий жемчугом. Китайский жемчуг являлся не только украшением, но и эквивалентом крупных денежных единиц, а так же знаком социального положения. У придворных чиновников из Китая крупный жемчуг на головном уборе являлся символом начальствующей власти, а некоторые дорогостоящие покупки оплачивались жемчужинами
.4. Если верить легендам, царица Семирамида любила украшения из жемчуга и рдевала на праздники бусы из ярко-розового жемчуга. А у царица Клеопатра, согласно преданию растворила в вине огромную грушевидную жемчужину и выпила на глазах у Марка Антония. Все дело в их споре, Клеопатра обещала приготовить самый дорогой ужин. Клеопатра выиграла спор.
http://ic.pics.livejournal.com/ochendaj … 07/600.jpg
5. В природе существует 8 конфигураций жемчуга: кнопка, капля, груша, овал, полукруг, круг, неправильная форма и сфера.
6. По совету греческого философа Аристотеля, Александр Македонский перед нападением на Индию прежде всего захватил остров Сокотру, который славился красивым черным жемчугом. Черные жемчужины восхитили полководца, и, соединив их с ослепительно-белыми и слегка розоватыми, он послал те и другие в Грецию. После этого началось повальное увлечение схожими коллекциями.
7. Когда крестили Людовика 13 его мать, королева Франции Мария Медичи одела платье расшитое жемчугом. Жемчужин было ни больше, ни меньше – тридцать тысяч.
8. Имя Маргарита в переводе с греческого означает жемчуг. Греки считали, что жемчуг благоволит семейному счастью, предотвращая ссоры.
9. Натуральный черный жемчуг впервые стал известным в Европе благодаря Эрнандо Кортесу (1458-1547), испанскому конквистадору и покорителю Мексики, и позднее благодаря исследованиям «цветного жемчуга», обнаруженного в Калифорнийском заливе. Ла-Пас в Байа, Калифорния, стал всемирным центром черного жемчуга.
10. Королева Великобритании Елизавета 1 тоже отличалась любовью к китайскому жемчугу. Ежедневно на ее шее можно было увидеть несколько ожерелий, количество жемчужин в которых доходило до тысячи штук.
11. Испанский король Филипп 2 являлся, в свое время, обладателем грушевидной жемчужины по имени «Перигрина». Эта жемчужина является одной из наиболее знаменитых и поныне. Владельцами «Перигрины» становились только известные люди, в разное время она принадлежала королеве Англии Марии Тюдор, Наполеону 3-му. А до последнего времени жемчужина находилась у Элизабет Тейлор -это был подарок ее мужа Ричарда Бертона. Совместно с ювелирами дома Картье, актриса придумала дизайн жемчужного ожерелья с бриллиантами и, конечно, «Перегрина» стала главным элементом этого украшения.12. На Руси, где было известно более 150 жемчугоносных рек, промысел жемчуга существовал издавна. Главным образом, это были реки северо-западной части России, хотя в древних рукописях упоминается его добыча и в Киевской Руси. Отсюда и обилие вышивки жемчугом на нарядах, причем не только женских, но и мужских.
13. Слово «жемчуг» пришло в Россию из Китая. Оно образовалось из китайского «чжень-чжу» через старорусское «зенчуг». В старину на Руси, чтобы очистить жемчуг, его давали склевать курице. Потом курицу резали, и жемчуг вынимали из желудка.
14. Очень редко две или более жемчужины срастаются. Самым примечательным примером такого явления служит жемчужина "Большой Южный Крест". Когда ловцы открыли раковину, они обнаружили что внутри в виде креста срослись целых девять жемчужин
5. На самом деле, природный жемчуг, особенно пригодный для ювелиров в наше время крайне редок. Все дело в том, что в 19-м веке жемчуг начали добывать в варварских масштабах. Из-за одной жемчужины, торговцы были готовы отловить и вскрыть до 10 тысяч раковин. Через несколько десятилетий были уничтожены целые поколения раковин-жечужниц, так что природный жемчуг почти исчез. В 1952-м году добыча природного жемчуга была запрещена во всем мире. Культивируемый жемчуг растет в природных условиях, в раковине, но отличается от истинно природного причиной образования: затравкой из твердого тела или мягкого органического имплантанта, вводимой человеком в живого моллюска.16. Начало технология выращивания жемчуга берет, конечно, в Китае около 3 тысяч лет назад. Тогда в раковины пресноводных моллюсков вводились свинцовые фигурки Будды. Подобные эксперименты проводились в Швеции в 1767 году Карлом Линнеем и почти в то же время - в России, в Германии в начале XIX в. этим занимался фон Хеслинг. Но все эти попытки не имели практической отдачи. В промышленном масштабе культивирование морского жемчуга было реализовано К. Микимото в 1915 году в Японии. Суть этого метода сводится к введению в раковину-жемчужницу перламутрового шарика, обернутого мантийной тканью донорской устрицы. При этом в среднем у одной из четырех устриц через три года образовывался жемчуг, и только у одной из четырех жемчужина достигала коммерческого качества с толщиной наросшего слоя не мене 0,4 мм. Оптимальный размер затравки, вводимой в устрицу, 5-7 мм. Величина получаемых жемчужин 6, 5-8 мм, реже - до 10 мм.
17. В раковине самого крупного из двустворчатых моллюсков, Трикадны, встречаются и заметно более крупные экземпляры. Например, 6 декабря 2009 года, на аукционе Bonhams, который прошел в Музее естественной истории, в Лос-Анджелесе, была выставлена на торги вторая в мире по величине жемчужина - «Принцесса Палавана». Ее вес составил 2,3 килограмма, а диаметр более 150 миллиметров.
18. Титул «самый ценный жемчуг» также принадлежит жемчужине «Регент», имеющей форму яйца. Её другое, более известное название – жемчужина семьи Бонапарт. Наполеон купил её в 1811 году для своей будущей жены Марии Луизы. Затем она была передана Фаберже, после чего долгое время находилась в Петербурге в его коллекции. В 2005 году её продали на аукционе за рекордную для жемчуга цену в 2,5 миллиона долларов.
19 «Жемчуг всегда прав», — сказала Коко Шанель, и сделала жемчуг наиболее демократичным украшением, которое идет любой женщине и подходит к любой одежде. Она первая утвердила сочетание белого жемчуга с черным свитером, темным элегантным жакетом, маленьким черным платьем.
20. Ну и в завершение, самая крупная в мире жемчужина. Занесена в книгу рекордов Гиннеса. Филлипинская «Жемчужина Аллаха». 6,35 килограмм, 32 000 карат, диаметр 238 миллиметровЖемчуг. Красота со дна океана
Самым удивительным в жемчужинах является то, что их создают живые существа — моллюски! Все мы об этом знаем, но просто не придаём этому факту должного внимания) Предлагаем Вам узнать немного нового об этих удивительных драгоценностях
На самом деле любой моллюск с раковиной может вырастить жемчужину, но перламутровый жемчуг встречается в природе очень редко. Дело в том, что для его создания такой жемчужины необходимо вмешательство извне — какой-нибудь раздражитель (песчинка, паразит и т.п.), которого моллюск в прямом смысле заживо хоронит внутри перламутра. Тонкие перламутровые плёнки одна за другой наслаиваются друг на друга, в результате чего получается жемчужина. Такой вот интересный защитный механизм =)
Перламутровая жемчужина состоит из арагонита (агрегат карбоната кальция) и конхиолина (рогового вещества), то есть в жемчуге сочетается минеральное вещество с органическим, причём минеральные компоненты жемчуга разделяются органическими и не соприкасаются друг с другом
В зависимости от места происхождения, жемчуг может быть как морским, так и пресноводным, а в зависимости от способа возникновения жемчужины делятся на природные и культивированные. Природный жемчуг в последнее время встречается чрезвычайно редко, ведь нужно убить сотни моллюсков, чтобы найти хотя бы одну драгоценную жемчужину. Гораздо удобнее культивировать жемчуг — процесс фактически тот же, отличие лишь в том, что человек искусственно вводит в устрицу раздражитель, как правило часть ткани другой устрицы. Процесс образования жемчужин обычно длится от двух до семи лет
Существует всего две формы моллюсков, способных создать драгоценный жемчуг — жемчужная устрица, живущая в морской воде, и пресноводная мидия, встречающаяся в реках и озёрах.Ещё одним интересным фактом из мира жемчужин является то, что вследствие своего полуорганического происхождения эти драгоценности редко живут дольше пары столетий, в отличие от вечных алмазов, сапфиров, рубинов и им подобных драгоценных и полудрагоценных камней. Самой старой известной нам жемчужиной является принадлежавшая Элизабет Тейлор грушевидная "Перегрина" весом 55,95 карат, выловленная на Жемчужных островах ещё в середине XVI века
Большая часть культивированного пресноводного жемчуга прибывает из Китая, хотя выращивают жемчужины также в Шотландии, Германии, России и странах Северной Америки. Морской жемчуг выращивают в тихих лагунах Красного моря и Персидского залива, а также на вулканических атоллах у берегов Шри-Ланки и Японии
Кстати, жемчужины бывают не только белые) Хотя этот цвет и является самым распространённым, но в зависимости от интерференции света на перламутре жемчуг бывает также кремовым или розовым, реже встречаются жёлтые, зелёные и чёрные жемчужины, а самым редким и дорогостоящим является голубой и свинцово-серый жемчуг
И ещё несколько интересных фактов о жемчуге:
# Жемчуг является драгоценным камнем людей, родившихся в июне, а также принято дарить жемчужины на 1ю, 3ю, 12ю и 30ю годовщину свадьбы.
# От того, что Вы будете спать с жемчужиной на теле, она не станет лучше блестеть, даже наоборот — пот может сделать её мутнее, а то и вообще обесцветить. Лучшим средством по уходу за жемчугом является обычная сухая тряпочка =)
# Имя Маргарита является греческим названием жемчуга.
# Греки считали, что жемчуг благоволит семейному счастью и предотвращает ссоры.
# Согласно легенде, Клеопатра растворила жемчужину в вине и выпила его, чтобы доказать свою любовь к Марку Антонию.
# Один римский генерал когда-то профинансировал военную кампанию, продав одну из сережек его матери.
# Существует всего 8 форм жемчуга: круг, полукруг, кнопка, капля, груша, овал, неправильная и сфера.
# Китайцы сотни лет использовали жемчуг в качестве лекарства от многих болезней.
Поделиться13022.07.2012 21:44:58
Цивилизация майя
У майя были развиты разнообразные ремесла, в том числе обработка камня. Без металлических орудий майя обрабатывали кремень и обсидиан, получая из них различные орудия (ножи, топоры и др.), оружие (наконечники стрел и копий, пластины-вкладыши) и украшения. Из диорита и серпентина делали топоры и долота, а из нефрита мастерили диадемы, сложные ушные и носовые подвески, нагрудные пластины, маски и пр. Из глины мастерили разнообразную посуду (ритуальную и домашнюю), много других бытовых предметов, а также фигурки и маски. Техническим сырьем служили многие дикие растения — в частности, из размоченной и разбитой коры некоторых фикусовых получали бумагу. Из деревьев, помимо того, что они служили строительным материалом, добывали смолы, употреблявшиеся для разных целей (благовония, каучук, косметические средства, жевательная резинка), а также разнообразные красители.
Майя знали ткачество.
Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. Майя принадлежит приоритет в создании каменного свода, что позволило им строить величественные ступенчатые пирамиды. Они оставили тысячи пирамид, сотни культовых центров, обсерватории, площадки для игры в мяч, предшественницы современного футбола, театральные площадки и др. Самыми выдающимися памятниками майяской культуры являются Чичен-Ица, Паленка, Майяпан. К X веку майя освоили технологии ковки, литья, сварки, чеканки мягких металлов – меди, золота и серебра. Им была знакома технология золочения. Особую известность получили золотые диски майя, являвшиеся фетишами Солнца.
Майя знали технологию производства бумаги из древесной коры. Они создали иероглифическое письмо, насчитывавшее несколько сотен знаков.
Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число «ноль». Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. Календарь майя включал в себя 365,2420 суток, что превосходит по точности современный европейский календарь; расхождение с астрономическим годом составляло одни сутки за 10000 лет. Майя определяли период движения Луны в 29,53086 суток, делая ошибку на 0,00025. Майяские астрономы знали и другие планеты, зодиак, рассчитывали их синодические обороты.
Яркой достопримечательностью майянской культуры является театр. Сохранились театральные площадки, окруженные рядами для зрителей. Такова, например, «Платформа Луны». Руководил театром ах-куч-цублаль. Ставились комедии, фарсы; пользовались успехом выступления хоров и иллюзионистов.
Майя являются одним из немногих древних народов Америки, оставившим богатую литературу. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.
Сложная календарная система племени майя была величайшим интеллектуальным достижением. А составлена эта система была благодаря их глубоким астрономическим и математическим знаниям. Более глубоким, чем у египтян и вавилонян.
Майя вычислили протяженность обращения Земли вокруг Солнца с точностью до третьего знака после запятой. Это тем более удивительно, что они сделали это в отсутствие точных инструментов.
Кроме того, они создали лунный календарь и циклы затмений. У них существовали таблицы синодических периодов - промежутков времени между двумя последовательными соединениями Луны или какой-нибудь планеты Солнечной системы с Солнцем при наблюдении за ними с Земли. А также синхронизации периодов обращения Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна.
А на некоторых из множества установленных майя памятников были найдены даты и записи о событиях, которые уходят на 400 миллионов лет в прошлое.
Наука вполне может считать эту цивилизацию самым ярким первобытным народом на нашей планете.
Майя полагали, что вселенная состоит из тринадцати небес и девяти подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков и не всегда понятную нашим современникам. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.
Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали бога Солнца – Ах Кина, или Кинич Ахава; его символом был четырехлепестковый цветок. Рядом с ним помещался Чаака – бог Дождя; его символами были черепаха, лягушка, а обязательными атрибутами – топор и барабан. Особое значение в картине мира майя имели четыре ветра: Чакпавахтун – Восточный ветер, его символом был красный цвет; Канпавахтун – Южный ветер, обозначавшийся желтым цветом; Экпавахтун – Западный ветер, его знак – черный цвет; и Сакпавахтун – Северный ветер (белый цвет). Покровительницей женщин, любви, родов выступала Ишчель – богиня Луны; она же опекала ткачей и врачевателей.
Древняя скульптура. Голова воина из Паленке. Стук. Культура майя. Национальный музей антропологии. Мехико.
Руины "Большого Дворца" .Майя